• +7 (473) 280-20-47
Воронеж, Шишкова ул, 146/8

Прокуратура разъясняет

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЗА РАСПИТИЕ СПИРТНЫХ НАПИТКОВ

 Пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлен запрет к потреблению алкогольной продукции несовершеннолетними.

Ответственность за нарушение установленного запрета предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), в соответствии со статьей 20.20. за потребление алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом, наступает административная ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 1500 рублей.

К местам, в которых запрещено потребление алкогольной продукции, в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ относятся: детские, образовательные, медицинские организации, объекты спорта и прилегающие к ним территории; организации культуры, за исключением организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании ими услуг общественного питания; все виды общественного транспорта городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах, в том числе станции метрополитена, автозаправочные станции; оптовые и розничные рынки, вокзалы, аэропорты, иные места массового скопления граждан и места нахождения источников повышенной опасности; объекты военного назначения и прилегающие к ним территории; нестационарные торговые объекты; другие общественные места, в том числе дворы, подъезды, лестницы, лестничные площадки, лифты жилых домов, детские площадки, в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

За появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность в соответствии со статьей 20.21 КоАП РФ наступает административная ответственность в виде наложение административного штрафа в размере от 500 до 1500 рублей.

По установленному статьей 2.3. КоАП РФ правилу, административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

В случае нахождения в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление ими алкогольной и спиртосодержащей продукции к административной ответственности, в

соответствии со статьей 20.22. КоАП РФ, привлекаются родители (законные представители), на которых может быть наложен штраф в размере от 1500 до 2000 тысяч рублей.

Необходимо отметить, что дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.22 КоАП РФ рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства правонарушителя, которые наряду с назначением административного наказания, предусмотренного КоАП РФ, вправе принять к подростку и его родителям (законным представителям) меры профилактического характера в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

 

Об ответственном обращении с животными

В декабре 2018 года принят Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Новый Федеральный закон уже вступил в силу и начнет действовать частично с 2019, частично – с 2020, 2022 годов.

Настоящий Федеральный закон включает в себя понятийный аппарат, устанавливает полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочия и права органов местного самоуправления в области обращения с животными, регламентирует требования к содержанию и использованию животных, устанавливает требования к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.

В новом законе появилось важное положение, которое ранее не отражалось ни в одном правовом акте: животные – это существа, способные испытывать физические страдания и эмоции.

Закон об обращении с животными содержит и другие важные юридические новеллы.

Так, к общим требованиям к содержанию животных их владельцами относятся:

1) обеспечение надлежащего ухода за животными;

2) обеспечение своевременного оказания животным ветеринарной помощи и своевременного осуществления обязательных профилактических ветеринарных мероприятий в соответствии с требованиями настоящего правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области ветеринарии;

3) принятие мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных;

4) предоставление животных по месту их содержания по требованию должностных лиц органов государственного надзора в области обращения с животными при проведении ими проверок;

5) осуществление обращения с биологическими отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При обращении с животными не допускаются:

1) содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию, утвержденный Правительством Российской Федерации. Данный запрет не распространяется на случаи содержания и использования таких животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах или в качестве служебных животных, содержания и использования объектов животного мира в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания либо диких животных в неволе, которые подлежат выпуску в среду их обитания, а также на иные случаи, установленные Правительством Российской Федерации;

2) натравливание животных на людей, за исключением случаев необходимой обороны, использования служебных животных в соответствии с законодательством Российской Федерации или дрессировки собак кинологами.

Федеральным законом установлено, что животные должны быть защищены от жестокого обращения, понятие которого также устанавливается.

При обращении с животными не допускаются:

1) проведение на животных без применения обезболивающих лекарственных препаратов для ветеринарного применения ветеринарных и иных процедур, которые могут вызвать у животных непереносимую боль;

2) натравливание животных (за исключением служебных животных) на других животных;

3) отказ владельцев животных от исполнения ими обязанностей по содержанию животных до их определения в приюты для животных или отчуждения иным законным способом;

4) торговля животными в местах, специально не отведенных для этого;

5) организация и проведение боев животных;

6) организация и проведение зрелищных мероприятий, влекущих за собой нанесение травм и увечий животным, умерщвление животных;

7) кормление хищных животных другими живыми животными в местах, открытых для свободного посещения, за исключением случаев, предусмотренных требованиями к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию, установленными Правительством Российской Федерации.

Законом запрещена пропаганда жестокого обращения с животными, а также призывы к жестокому обращению с животными.

Не допускается использование домашних животных в предпринимательской деятельности, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации.

Предельное количество домашних животных в местах содержания животных определяется исходя из возможности владельца обеспечивать животным условия, соответствующие ветеринарным нормам и правилам, а также с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц.

При выгуле домашнего животного необходимо соблюдать следующие требования:

1) исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках;

2) обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования;

3) не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.

С 1 января 2020 года запрещен выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка независимо от места выгула, за исключением случаев, если потенциально опасная собака находится на огороженной территории, принадлежащей владельцу потенциально опасной собаки на праве собственности или ином законном основании. О наличии этой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию.

Перечень потенциально опасных собак утверждается Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом также установлены требования к содержанию и использованию служебных животных, требования к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию, положения о приютах для животных.

Государственный надзор в области обращения с животными осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного ветеринарного надзора, федерального государственного экологического надзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы полномочия на осуществление федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного ветеринарного надзора, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения (указанная норма вступает в силу с 01.01.2020 года).

Также Федеральным законом установлено, что за нарушение требований настоящего Федерального закона владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, главным требованием Федерального закона наряду с положениями о защите животных является обеспечение безопасности людей и животных, сохранности имущества физических или юридических лиц, а также соблюдение обязательных требований при выгуле домашних животных.

 

Льготы для инвалидов при поступлении в ВУЗ

 Согласно части 5 статьи 71 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об образовании в Российской Федерации» прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы.

При этом законодателем регламентировано, что квота устанавливается ежегодно образовательной организацией в размере не менее чем 10 процентов общего объема контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет бюджетных средств, выделенных такой образовательной организации на очередной год, по специальностям и (или) направлениям подготовки.

Следует отметить, что дети-инвалиды, инвалиды I и II групп могут также воспользоваться предоставленным им правом на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

 

Ответственность несовершеннолетних за употребление спиртных напитков

За употребление несовершеннолетними алкогольной продукции предусмотрена административная ответственность: по ст.ст. 20.20 (распитие пива и алкогольных напитков в образовательных организациях), 20.21 (появление в общественных местах в состоянии опьянения), 20.22 (появление несовершеннолетних в возрасте до 16 лет в состоянии алкогольного опьянения, распитие ими пива и алкогольной продукции в общественных местах) КоАП РФ. При этом по ст. 20.22 КоАП РФ ответственность будет нести родитель (законный представитель) несовершеннолетнего лица, так как административная ответственность наступает с 16-летнего возраста.

По общему правилу совершеннолетие обусловлено достижением физическим лицом восемнадцатилетнего возраста, однако, в качестве проступка квалифицируется появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет. К несовершеннолетним относятся также и малолетние, не достигшие 14 лет.

Состояние опьянения может быть обусловлено потреблением алкогольной, спиртосодержащей продукции, включая и ее суррогаты (этиловый денатурированный спирт, растворы, эмульсии, суспензии и др.), наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ. К пребывающим в состоянии опьянения относятся также лица, испытывающие патологические последствия алкогольного или наркотического опьянения, например находящиеся в состоянии алкогольной зависимости (абстинентный синдром); однако в любом случае состояние опьянения обусловлено потреблением алкогольной, спиртосодержащей продукции, наркотических средств, психотропных, одурманивающих веществ независимо от времени их потребления. К субъектам указанных административных правонарушений относятся совершеннолетние граждане, а также несовершеннолетние граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста; совершение рассматриваемого проступка несовершеннолетними в возрасте до 16 лет квалифицируется по ст. 20.22 КоАП.

Распитие несовершеннолетним алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление им наркотических средств, психотропных, одурманивающих веществ считается завершенным в момент волеизъявления нарушителя, т.е. в момент начала их потребления. Для квалификации данного правонарушения не имеет значения наступление физических последствий распития алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребления одурманивающих веществ (релаксации, транквилизирующего воздействия и иных).

Статьей 20.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за следующие противоправные действия несовершеннолетних лиц:

а) появление указанных лиц (лица) в состоянии опьянения в общественном месте;

б) распитие данным лицом (лицами) алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественном месте;

в) потребление несовершеннолетним лицом (лицами) одурманивающих веществ в общественном месте.

Несовершеннолетнее лицо, совершившее любое из указанных противоправных действий, не подлежит административной ответственности в том случае, если к моменту их совершения достигло возраста 16 лет. Субъектами рассматриваемых административных правонарушений являются родители или иные законные представители несовершеннолетнего. По смыслу комментируемой статьи лицо, на которое возложена обязанность по обучению и воспитанию несовершеннолетнего, не является субъектом рассматриваемых административных правонарушений.

Действия по вовлечению несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, квалифицируются по ч. 2 ст. 6.10 КоАП. Сам факт потребления несовершеннолетними одурманивающих веществ содержит признаки правонарушения.

При выявлении признаков умышленных действий родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, вовлекающих последнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, деяние может быть квалифицировано как преступление (ст. 151 УК). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями, рассматриваются районными (городскими), районными в городах комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.

 

Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до 14 лет

Гражданский кодекс Российской Федерации, устанавливая общие положения об ответственности за причинение вреда, выделяет также ее частные случаи, к которым, в том числе, относится ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до 14 лет. 

По общему правилу за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, а также организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, куда малолетний был помещен под надзор, если не докажут, что вред возник не по их вине (п.1 и п.2 ст.1073 ГК РФ). 

Исходя из указанных норм, на родителей, усыновителей, опекунов, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается обязанность доказывания, что вред причинен не по их вине. Таким образом, вина данных лиц презюмируется. 

Следует учитывать, что родители, проживающие отдельно от детей, также несут ответственность за вред, причиненный детьми, в соответствии со ст.ст. 1073 и 1074 ГК РФ. Родитель может быть освобожден от ответственности, если по вине другого родителя он был лишен возможности принимать участие в воспитании ребенка либо в силу объективных причин не мог воспитывать ребенка (например, из-за длительной болезни).

Кроме того, согласно ст. 1075 ГК РФ ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним ребенком, может быть возложена на его родителя, даже если последний лишен родительских прав. Однако в этом случае ответственность за вред может иметь место в течение трех лет после лишения родителя родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.

 

С 12 мая 2019 года заявления о назначении выплаты в связи с рождением первого или второго ребенка можно подавать по месту фактического проживания

Внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (далее - Закон                  № 418-ФЗ), которым установлены основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка (Федеральный закон от 01.05.2019 № 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»).

Согласно поправкам:

- заявление о назначении выплаты можно подавать в том числе по месту пребывания или фактического проживания. Ранее ч. 4 ст. 2 Закона № 418-ФЗ предусматривалось, что такое заявление могло быть подано гражданином только по месту жительства;
об изменении места пребывания или фактического проживания граждане, получающие выплаты в связи с рождением или усыновлением первого ребенка, должны будут извещать региональные органы соцзащиты, а граждане, получающие выплаты в связи с рождением или усыновлением второго ребенка, - территориальные органы ПФР. Ранее соответствующая обязанность возникала у граждан при изменении места жительства (ч. 1 ст. 5 Закона № 418-ФЗ);

- информация о назначении и об осуществлении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка будет размещаться в ЕГИС социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в ЕГИС социального обеспечения будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
         Изменения вступили в силу 12.05.2019.

 

Результаты Международного конкурса социальной антикоррупционной рекламы «Вместе против коррупции»

23.08.2019

В 2018 году Генеральной прокуратурой Российской Федерации совместно с компетентными органами республик Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан в рамках деятельности Межгосударственного совета по противодействию коррупции проведен Международный молодежный конкурс социальной антикоррупционной рекламы «Вместе против коррупции!».
 
Всего на официальный сайт международного конкурса www.anticorruption.life поступило свыше девяти тысяч работ от участников в возрасте от 14 до 35 лет.
 
В номинации «Лучший плакат»:
В номинации «Лучший видеоролик»:


О праве и обязанности родителей воспитывать детей

Нередко встречаются случаи, когда родители, имеющие детей, не обеспечивают должный уход и не занимаются их воспитанием, ведут аморальный образ жизни, употребляют алкоголь или наркотики.

Как правило, такие люди живут за счет детского пособия, пенсии бабушки или дедушки, либо начинают заниматься преступной деятельностью, в том числе совершают кражи, грабежи, мошенничества.

Несовершеннолетние дети родителей-наркоманов не получают должного внимая и ухода, начинают отставать от сверстников в физическом и интеллектуальном развитии, часто они истощены и страдают различными хроническими и инфекционными заболеваниями.

Согласно ст. 63 Семейного кодекса РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

В силу ст. 65 Семейного кодекса РФ родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Уклонение от выполнения обязанностей родителей, а также наличие у родителя хронического алкоголизма или наркомании является основанием для лишения его родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса РФ).

Лишение лиц, у которых сформировалась устойчивая наркотическая зависимость, родительских прав, часто становится единственным выходом уберечь детей от отрицательного примера с их стороны и обеспечить детям нормальные условия развития.

В случае, если Вам становятся известными факты употребления родителями несовершеннолетних детей наркотиков или психотропных веществ, а также злоупотребление алкоголем следует немедленно сообщить об этом в орган опеки, полицию и в прокуратуру.

 

Права и обязанности опекунов

В соответствии с действующим законодательством - опекун или попечитель ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под их опекой или попечительством, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка. Имеют право выбора образовательной организации, формы получения ребенком образования и формы его обучения с учетом мнения ребенка до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение ребенком общего образования.

Опекун и попечитель вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой или попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства; имеют право на оказание им содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей.

Опекуны и попечители отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, в соответствии с предусмотренными гражданским законодательством правилами об ответственности за причинение вреда, а также несут иную ответственность за свои действия или бездействие в порядке, установленном действующим законодательством.


Ответственность за нарушение прав ребенка

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, государства — участники Конвенции принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

В развитие указанных международных правовых норм Конституцией Российской Федерации установлено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Запрещаются любые виды насилия, жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание.

Согласно Семейному кодексу Российской Федерации родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители не вправе причинять вред физическому или психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Должностные лица, родители несовершеннолетних или их законные представители, иные лица несут ответственность за нарушение прав несовершеннолетних, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Одним из оснований лишения родительских прав или отмены усыновления является жестокое обращение с детьми (ст.ст.69, 141 СК РФ).

Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего обязанностей по их содержанию и воспитанию влечет административную ответственность по статье 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а если это деяние соединено с жестоким обращением с ребенком, то виновное лицо подлежит уголовной ответственности по статье 156 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление (распитие) алкогольной и спиртосодержащей продукции, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, влечет уголовную ответственность по статье 151 УК РФ.

 


Защита прав несовершеннолетних органами прокуратуры

Цель прокурорского надзора – исполнение закона о несовершеннолетних и молодежи, пресечение принятия региональных нормативных правовых актов, не соответствующих федеральному законодательству и ущемляющих права и интересы детей.

Прокуратура РФ:

* осуществляет постоянный надзор за исполнением законов о социальной защите несовершеннолетних, обращая особое внимание на своевременность оказания помощи детям, находящимся в социально опасном положении, детям из малообеспеченных и многодетных семей (пособия, компенсационные выплаты, организация питания в образовательных учреждениях и т.д.);

* в рамках своей компетенции использует предоставленные полномочия в пресечении фактов жестокого обращения с детьми, физического, психического насилия в семьях, воспитательных и образовательных учреждениях;

* систематически проверяет соблюдение законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию, в деятельности средств массовой информации, органов и учреждений образования и культуры; привлекает к установленной законом ответственности юридических и физических лиц, виновных в распространении такой информации, а также информации, пропагандирующей насилие и жестокость, азартные игры, антиобщественное поведение, в том числе употребление алкоголя, наркотиков, табачных изделий;

* реагирует на случаи нарушения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних, принимает правовые меры к их восстановлению; ставит вопрос об ответственности должностных лиц органов местного самоуправления, опеки и попечительства, жилищных органов, нотариусов и учреждений по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним за каждое нарушение требований закона об особом порядке совершения сделок с жильем (приватизация, продажа, обмен и т.д.), в котором проживают несовершеннолетние;

* проверяет исполнение законодательства об охране здоровья и жизни несовершеннолетних, обращая внимание на законность, качество и полноту оказываемых медицинских услуг, на соблюдение установленного Конституцией Российской Федерации права на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;

* осуществляет конкретные меры по обеспечению надлежащего прокурорского надзора за исполнением законов в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты, трудовой занятости и жилищного обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья;

* особое внимание уделяет законности разрешения дел и материалов по фактам смертности детей первого года жизни и детоубийства, а также самоубийства несовершеннолетних; привлекает к ответственности лиц, виновных в неисполнении обязанностей по уходу и воспитанию, оказанию медицинской и социальной помощи детям;

* осуществляет надзор за исполнением законодательства об образовании, реализацией государственными и муниципальными образовательными учреждениями прав граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и на конкурсной основе бесплатность среднего и высшего профессионального образования важным средством защиты прав

и интересов несовершеннолетних и молодежи, профилактики безнадзорности и правонарушений;

* пресекает факты противозаконного отказа в приеме в государственные и муниципальные образовательные учреждения всех видов и уровней, введения всякого рода дискриминационных положений, в том числе ущемляющих право на внеконкурсное поступление отдельных категорий молодежи, необоснованного отчисления учащихся, нарушения прав на получение стипендий, пособий и компенсационных выплат, произвола в применении мер воздействия;

* привлекает специалистов Федеральной службы по труду и занятости к проверкам исполнения в отношении несовершеннолетних требований трудового законодательства, правил охраны труда и техники безопасности, особенно на предприятиях среднего и малого бизнеса, где обстановка наиболее неблагополучна; решительно пресекает все формы экономической эксплуатации несовершеннолетних;

* в ходе досудебного производства по уголовному делу требует от органов дознания и следственных органов неукоснительного соблюдения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правовых гарантий для несовершеннолетних; с ответственностью относится к даче согласия органу дознания на возбуждение перед судом ходатайств об избрании или изменении меры пресечения, имея в виду, что для несовершеннолетних заключение под стражу является исключительной мерой пресечения;

* не оставляет безнаказанными лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

* Согласно ГПК РФ прокурор является обязательным участником процесса по следующим делам, затрагивающим права и интересы ребенка: о лишении родительских прав; о восстановлении в родительских правах; об ограничении родительских прав; о признании недействительным соглашения об уплате алиментов; об установлении усыновления; об отмене усыновления.

  

В случае нарушения прав несовершеннолетних на территории Центрального района г. Воронежа необходимо обращаться:

 Прокуратура Центрального района г. Воронежа ул. Плехановская, д. 60, г. Воронеж, 394030 e-mail: prokuratura-vrn.centr@yandex.ru